Вы находитесь здесь: Главная страница Венецианские гондолы

Гондолы в Венеции

Четыреста лет назад гондолы были обычным венецианским транспортом, как нынешние вапоретто. Из 10,000 гондол в городе 4000 сдавались внаем, а остальные находились в частном владении и использовались как для бизнеса, так и для удовольствия. Венецианские проститутки часто занимались своим ремеслом в плосколонных лодках, а с появлением felze, маленькой каюты, обеспечивавшей полную интимность, гондолы стали напоминать плавучие бордели.

Но старинная гондола в Венеции была не только «пристанищем для сладких грехов». Вельможи, соперничая между собой, украшали гондолы затейливой резьбой, выстилали их шелковыми и атласными подушками. Для пресечения излишеств были изданы ограничительные законы, а эдикт 1562 г. вообще запрещал раскрашивать гондолы. Однако прошло много лет, прежде чем экзотическая раскраска наконец уступила место траурно-черному цвету.

Во второй половине XIX в. монополия гондолы как транспортного средства закончилась. В 1881 г. французская компания запустила первый вапоретто. Этот маленький пароход (или «визгливый чайник по выражению Рёскина) дымил и шумел, но никто не отрицал, что он быстрее и дешевле гондолы. С тех пор история гондольеров превратилась в битву за выживание. Еще в XX в. они перекрывали Гранд-канал, угрожали сжечь гондолы в Венеции и штурмовали городскую ратушу в попытке привлечь внимание общественности к своему бедственному положению.

Между тем цены постоянно росли, и теперь стоимость часовой вечерней поездк равна примерно 30 поездкам на вапоретто вокруг всей Венеции. В 2005 г. она стоила 73 евро в расчете на шесть человек по сравнению с 3,5 евро для вапоретто.

Высокая цена объясняется не только печально известной алчностью гондольеров. Гондола в Венеции имеет сложную конструкцию: она состоит из 280 элементов, вырезанных из девяти разных видов древесины, и нуждается в регулярной очистке, осмолке и ремонтных работах; затраты на содержание судна составляют значительную часть цены. Венецианцы арендуют гондолы только для свадеб и похорон, а туристы не торопятся расставаться с деньгами. Но хотя ремесло гондольеров yгacaeт, Венеция вряд ли позволит ему исчезнуть. В конце концов, гондола — это символ города, любимый всем кто его видел, и даже теми, кто никогда не бывал здесь.