Купить этот сайт
Вы находитесь здесь: Главная страница Маршрут 1 Собор Сан Марко

Собор Сан Марко
Индекс материала
Собор Сан Марко
Капеллы и Пресбитерий Левый Трансепт (А)
Правое Крыло Трансепта (В)
Все страницы

История строительства собора Сан Марко

Собор Сан Марко был построен, в середине IX века для хранения останков Св. Марка Евангелиста, перевезенных в Венецию в Собор Сан-Марко829 году. Первоначально на этом месте возвышался собор, построенный взамен более старой, разрушенной большим пожаром церкви. Освящение базилики состоялось в 1094 году и с того времени она постоянно украшалась многочисленными произведениями искусства, перенесенными сюда из других античных зданий, в частности, великолепных и действительно уникальных античных мозаик. В течение нескольких лет Собор Сан Марко превратилась в одну из самых красивых и грандиозных базилик всех времен и народов. В основании здания лежит греческий крест с пятью маленькими куполами, поставленными над каждым крылом, и одним большим, расположенным на перекрещении всех боковых помещений. На фронтоне был достроен атриум, который тянется по двум боковым сторонам до поперечных трансептов. В стиле базилики заметно влияние византийской, возрожденческой и романской архитектуры, и это смешение стилей вместе с искусно выполненными декорациями делают здание совершенно уникальным образцом архитектурного искусства. Автор проекта неизвестен. Единственное, что не вызывает сомнений, что все мастера, неустанно работающие над собором в течение веков, каждый в своей области внесли неоценимый вклад в превращение базилики в великолепное, гармоничное, несмотря на различие стилей, строение.

Фасад

Фасад привлекает внимание великолепием архитектурных элементов, прекрасными мозаиками, переливающимися на солнце и тончайшими кружевными декорациями, подчеркивающими каждую деталь фасада и обрамляющими верхнюю часть арок.

Нижняя часть

Открывается пятью большими порталами, из которых самым высоким является центральный. Все порталы украшены небольшими мраморными колоннами, исполненными с большим пластическим эффектом. Барельефы, украшающие порталы (в особенности, средний) являются настоящими шедеврами романского искусства. Они изображают Священные истории, Эпизоды из повседневной жизни, Месяцы и Ремесла человека.
Последняя аркада, выходящая на южную сторону, была закрыта для строительства Капеллы Дзен и Баптистерия (крестильная).

Верхняя часть

Повторяет пять аркад верхней. В центральном  портале  прорезано окно с витражами, которое освещает внутреннее помещение базилики. Здесь находится шедевр греческого искусства скульптуры IV-III века до Р.Х. бронзовая группа Четыре коня, которая была привезена в Венецию дожем Энрико Дандоло в 1204 году после завоевания Константинополя. Эта четверка много раз вывозилась из Венеции из-за своей художественной ценности и красоты. Например, в 1798 году, сам Наполеон пытался увезти эту скульптуру, чтобы поставить ее перед Тюильри. В боковых аркадах можно увидеть четыре большие мозаики, исполненные в XVII веке по рисункам Маффео из Вероны. Они изображают сцены Снятия с креста, Сошествие в ад, Воскресение и Вознесение.
Скульптуры, находящиеся в верхней части представляют собой лучшие образцы искусства готики. На верхушке собора поставлены статуи Св. Марка и Льва Св. Марка.

Южный фасад

Повторяет в основном мотивы западного с прекрасными верхними аркадами. Здесь можно любоваться так называемыми Акританскими пилястрами, названными по имени Сан Джованни д'Акри, который перевез их в Венецию после победы над Генуей в 1256 году. Это великолепные образцы сирийского искусства VI века.
Привлекает внимание скульптурная группа Тетрархи - две пары воинов, изображающие, по всей вероятности, императоров Диоклециана, Массимилиана, Валерия и Костанца. Это произведение восходит к IV веку и представляет образец сирийского или , согласно другому мнению, египетского искусства. Северный фасад
отличается от других своими декорациями. Заслуживают интерес Ворота цветов, украшенные тончайшими декорациями.

Атриум

Этот прекрасно исполненное пространство, находящееся между фасадом и входом во внутреннюю часть собора, известно своими великолепными мозаичными декорациями, стройными рядами колонн, декоративными архитектурными элементами и особой гармонией, связывающей все элементы этой части собора. Атриум, добавленный позднее к основному строению, тянется по всей длине основного фасада, продолжается по боковым сторонам, доходя с обеих сторон до поперечных крыл здания.
Пространство атриума характеризуется слегка заостренными аркадами, стоящими на колоннах, перемежающихся в свою очередь шестью маленькими куполами. Великолепен мозаичный пол, построенный в XII веке. Рисунок пола представляет собой повторяющиеся геометрические рисунки, заключенные в круги. Красный камень, находящийся под вторым пролетом, указывает место, на котором, согласно существующим традициям, император Федерико Барбаросса преклонил колени перед папой Александром III. Но, пожалуй, самую высокую художественную ценность представляют мозаики, полностью покрывающие все своды. Они изображают Истории из Ветхого Завета. Особенно интересны мозаики Истории Бытия первого пролета, исполненные в начале XIII века. В первом же пролете находятся прекрасные бронзовые Ворота Сан Клементе с изображениями Святых на барельефах и великолепными капителиями с фигурками животных (с обеих сторон над воротами стоят колонны). В остальных пролетах и в аркадах между Историями из Ветхого завета помещены фигуры Апостолов, сцены из Нового Завета, фигуры Святых. Почти все мозаики исполнены по рисункам известных художников различных эпох. Многочисленные надгробные памятники посвящены венецианским дожам. Правое крыло здания было закрыто для строительства Баптистерия (крестильной) и Капеллы Дзен, из которой можно войти во внутреннюю часть церкви. Вход в левое крыло представляют прекрасные Ворота из цветов, украшенные элегантным барельефом с растительными мотивами.

 

Интерьер

Великолепие внутреннего убранства собора Сан Марко в Венеции поражает всякого входящего своим неповторимым сочетанием золота мозаик,архитектурных элементов, декораций, обрамляющих каждый элемент. Произведения искусства, соединенные в гармоничном целом, оставляют неизгладимое впечатление на зрителя. Эта сказочная атмосфера, достигнутая с помощью золота и мрамора, чувствуется во всех уголках прекраснейшего из всех соборов мира. Собор Сан Марко по праву называют "золотой базиликой", поскольку золото является доминирующим цветом почти всех декораций. Золотые мозаики создают преломления, отражения и отблески, наполняющие и расширяющие все пространство базилики и превращающие ее в ирреальное явление. Достаточно отметить, что мозаичные декорации покрывают площадь размером более 4000 кв. м, а общее число колонн составляет более 500.Собор построен на основании в форме греческого креста, причем каждое крыло покрыто сверху маленьким куполом, а над местом их пересечений поставлен большой купол. Пол, сделанный из мрамора различных окрасок, представляет различные геометрические рисунки.

 

Мозаика Собора, портал Сант' Алипио: Перенос тела Сан Марко


По нижней части стен базилики тянется полоса из различных ценных видов мрамора, а колонны, разделяющие помещение на нефы, заканчиваются великолепными капителями, исполненными в технике барельефа.